Сегодня в мире нет ни одной
отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как
информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и
программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли
история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в
последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая
все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности
людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошла в очередной
этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в
мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные
существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они
ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров. К
профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей,
родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров.
Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных
компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с
автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы
эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл
обновления вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и
методов работы с ней. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной
техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для
профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее —
личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в
мире информационных технологий.
Программа курса рассчитана на 72 часа. Она предназначена для
повышения эффективности подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации по
информатике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку не
только к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗы, но и включает материал,
изучаемый в ВУЗах.
Исходя из вышесказанного, данным факультативным курсом я
хочу дать тот материал, который не смог втиснуть в отведённые программой часы,
а также тот материал, на который, на мой взгляд, отведено недостаточно времени
для хорошего усвоения.
Программа
разработана на основе:
·
государственной программы
по информатики для 10 – 11 классов
·
„Информатика 10-11
классы“ А. Г. Гейн, Москва, „Просвещение“ 2000
·
„Общая информатика“, С.
В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев, Москва, „Инфорком-Пресс“,
1998
·
„Информатика и
информационные технологии“ Н. Д. Угринович, Москва,
Лаборатория базовых знаний, 1999
·
„Информатика 10-11“ В.
Ф. Ляхович, Москва, „Просвещение“ 1998
·
„Visual Basic 6.0. Руководство
разработчика" Евангелос Петрусос,
Киев, „Ирина“, 2000
·
методических пособий:
o
„Курс основ информатики
и вычислительной техники“, БСХА 1999
o
„Методическое пособие
по программированию“, БГУ, 1998
o
„Информатика в уроках и
задачах“, приложения 1999 - 2001
Цель курса:
·
подготовка
учащихся к поступлению в ВУЗы
Задачи факультатива:
Умения и
навыки учащихся, формируемые факультативным курсом:
Особенности
курса:
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Количество часов |
1. |
Язык программирования Visual Basic |
Принципы
объектно-ориентированного программирования. Основные инструменты и формы.
Управление формами и объектами. |
4 |
Создание сценария. Создание
проекта. Набивка кода. Создание меню программы. Сохранение проекта. |
8 |
||
Компиляция программ. Использование компонентов установленных
прикладных программ в создаваемых программах. |
4 |
||
2. |
Графический редактор PHOTOSHOP или COREL |
Структура окна, основные операции редактирования изображения, |
4 |
Работа с буфером обмена. |
2 |
||
3. |
Текстовый процессор WORD |
Приёмы редактирования текста: выбор шрифта, выравнивание текста, |
4 |
Вставка рисунка из файла, |
4 |
||
Формирование таблицы, печать документов на принтере, |
4 |
||
Вставка мультимедийных объектов Создание и использование макросов в программах пакета Office 2000. |
2 |
||
4. |
Электронная таблица EXCEL |
Структура окна, перемещение, удаление, выделение, заполнение, |
2 |
Вставка строк, столбцов, ячеек, заполнение таблицы данными и
формулами |
4 |
||
Автосумма, функции, копирование
формул, |
2 |
||
Создание графиков и диаграмм. |
2 |
||
5. |
Редактор электронных презентаций POWERPOINT |
Назначение, запуск, структура окна, настройка анимации,
представление презентаций. |
4 |
6. |
Компьютерная безопасность |
Компьютерные вирусы, антивирусные программы |
2 |
Основные неисправности. Ремонт компьютера |
2 |
||
Установка операционной системы и программного обеспечения |
2 |
||
7. |
Компьютерные сети |
Локальные и глобальные компьютерные сети |
2 |
Методы поиска информации в Интернете |
2 |
||
Создание Web-сайта и его
регистрация. |
6 |
||
Создание личного электронного почтового ящика в Интернете |
2 |
||
8. |
Разработка проекта |
Разработка и защита проектов |
4 |
|
Итого часов: |
72 |