Объяснительная записка.

 

Цель факультативного курса «За генетикой - будущее» расширить знания учащихся, интересующихся биологией, по наиболее важным и значимым проблемам генетики человека; расширить знания учащихся о собственном организме, о профилактике наследственных заболеваний, СПИДа; о вредном воздействии на человека и потомства употребления никотина, алкоголя и наркотиков.

Курс имеет практическую направленность, так как закрепляет умение учащихся решать задачи по законам Менделя, Моргана, по родословной.

Программа составлена на основе изучаемого материала на уроках «Общей биологии» в 10 – 11 классах. Все вопросы генетики, закономерности наследственности и изменчивости, вопросы пола и сцепленного с полом наследования рассматриваются в применении к человеку. Это позволяет вызвать больший интерес к изучению темы « Генетика и селекция», углубляет знания учащихся, дает практические навыки в определении групп крови, резус-фактора,  составлении родословной  своей семьи. Отдельной темой рассматриваются вопросы воздействия человека на окружающую среду и генотип человека, о последствиях Чернобыльской аварии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«За генетикой - будущее» (72 часа)

 

I.                  Наследственная информация и реализация ее в клетке.

/10 часов/

1.     Состав и строение ДНК, РНК.

2.     Репликация ДНК, образование и - РНК. 

3.     Решение задач.

4.     Генетический код, его свойства.

5.     Решение задач.

6.     Биосинтез белков.

7.     Мутационная изменчивость.

8.     Виды мутаций.

9.     Роль мутации (серповидноклеточная   анемия).

10. Решение задач.

 

II.               Законы Менделя и генетика человека.

/6 часов/

1.     I закон Менделя.

2.     Решение задач по фенотипу человека.

3.     II закон Менделя.

4.     Задачи на передачу наследственных заболеваний через аутосомы.

5.     Задачи на передачу наследственных признаков через аутосомы.

6.     Решение задач (определение групп крови).

 

III.           Генетика пола.

/10 часов/

1.     Генетические карты человека.

2.     История открытия и составление генетических карт человека.

3.     Закон Моргана.

4.     Решение задач.

5.     Работы Моргана. Создание лаборатории Моргана.

6.     Сцепленное с полом наследование.

7.     Задачи на сцепленное с полом наследованием (гемофилия, дальтонизм).

8.     Хромосомные болезни (Синдромы Дауна, Клейнфельтера).

9.     Решение задач.

10. Вредные привычки и мутации.

 

    IY. Методы изучения генетики человека.

/ 10 часов/

1.     Генеалогический метод.

2.     Генеалогическое древо потомков королевы Виктории и семьи императоров Романовых.

3.     Решение задач по родословной.

4.     Составление родословной по заданию, по своей семье.

5.     Определение генотипа по фенотипу, вычисление возможных признаков у потомков.

6.     Близнецовый метод.

7.     Воздействия среды на развитие фенотипа.

8.     Модификации. Вариационный ряд.

9.     Изучение различных вариационных рядов.

10. Мутационный процесс у человека.

 

 

Y. Лечение и предупреждение некоторых болезней   человека

/15 час./.

 

1.     Наследственные аномалии обмена.

2.     Эндокринные заболевания.

3.     Резус – фактор и группа крови.

4.     Близкородственное скрещивание и его последствия.

5.     Генетика и медицина.

6.     Генетика и медицина.

7.     Индивидуальное развитие и проблемы рака.

8.     Природа раковых опухолей.

9.     Иммуногенетика.

10. Профилактика СПИДА.

11. ВИЧ – изучение. Строение вируса.

12. Никотин и алкоголь и их воздействие на потомство.

13. Наркомания как причина врожденных уродств.

14. Наркотики, развитие наркомании.

15. Лечение, профилактика наркомании.

 

   YI. Человек и окружающая среда.

 

/9 часов/

 

1.      Роль человека в загрязнении окружающей среды.

2.     Охрана окружающей среды.

3.     Яды в нашей пище.

4.     Канцерогены в воде, воздухе, почве.

5.     «Озоновые дыры». Фреоны и хладоны.

6.     Жизнь в мегаполисах.

7.     Ионизирующие излучения и их воздействие на генотип человека.

8.     Последствия Чернобыльской аварии.

9.     Техногенные катастрофы в истории человечества.

 

YII. Генетические основы поведения человека.

/12 часов/

 

1.     Простые формы поведения и гены (безусловный рефлекс).

2.     Сложные формы поведения (инстинкт).

3.     Генетические основы простых форм поведения.

4.     Биосоциальная природа человека.

5.     Основные отличия человека от остальных животных.

6.     Генетические основы сложных форм поведения.

7.     Наследование форм поведения. Роль среды.

8.     Связь между врожденными и приобретенными формами поведения.

9.     Достижения генетики за последнее время.

10. Исследование генома.

11. Основные методы молекулярной биологии.

12. За генетикой – будущее.

 

Hosted by uCoz