Ее величество – вода.

Открытый урок по естествознанию в 5 классе.

 

Девиз: «Вода – это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».

Академик А.П.Карпинский.

 

 

Цели – расширить знания о свойствах воды, значении воды как растворителя, о роли воды и растворов в природе и жизни  людей. Развивать мыслительную деятельность людей, Воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование и реактивы – прибор для демонстрации сжатия и расширения воды. Прибор для конденсации воды. На столах у детей – два стакана, мел, соль, воронки, фильтры, выращенные дома кристаллы.

 

План.

  1. Свойства воды: а) расширение и сжатие, б) испарение, в) кипение.
  2. Растворы: а) истинный раствор, б) взвесь.
  3. Самостоятельная работа (5 – 10 мин).
  4. Подведение итогов урока.

 

Ход урока.

 

1 блок.

 

Учитель:

Сегодня мы с вами расширим свои знания о воде, познакомимся с ее свойствами, с водой как с растворителем веществ. Узнаем также, что такое конденсация, насыщенный раствор, взвеси.

 

Ученик.

С листа березового капля

Скатилась около меня,

В журчащий ручеек попала, и понеслась она звеня.

И в Лену юркнула сверкая,

В великой потекла воде.

Что станет с каплей? Я не знаю!

Куда дойдет, пристанет где?

Но из таких вот капель малых

Все океаны состоят.

И капли сокрушают скалы,

Валами грозными гремят.

(Иван Федосеев).

 

Учитель.

Каждый человек знает, что такое вода. Она нужна для приготовления пищи и других бытовых нужд, для работы промышленных предприятий, для выращивания хороших урожаев.

У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества. Но среди них есть одно самое необычное – это ее бессмертие.

Примерно 1 млрд. т воды человечество потребляет только за одни сутки. Но от этого общее количество воды на планете не уменьшается. Сколько ее было миллионы лет назад, столько же ее и в наше время.

Велика роль воды и в жизни природы: нет жизни без воды.

Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку и огромному давлению на дне океанов; к 700 – жаре в пустынях и к 700 – холоду в Сибири и Антарктиде. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на ¾ состоит из воды. Без нее не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

 

Ученик.

Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.

 

Учитель.

А теперь познакомимся со свойствами воды.

(ученики делают записи в тетрадях)

 

Опыт 1.

Посмотрим, что происходит с водой при нагревании. Опускаем колбу, наполненную водой до метки, в горячую воду. Что наблюдаем? Почему вода поднялась выше метки? Что происходит с водой при нагревании?

Вывод. Вода при нагревании расширяется.

 

Опыт 2.

Колбу с водой опускаем в снег или холодную воду. Что наблюдаем? Почему вода опустилась ниже метки? Что происходит с водой при охлаждении?

Вывод. При охлаждении вода сжимается.

 

А третий опыт вы делали дома. Отчего лопнула бутылка? (ученики рассказывают, что происходит с водой при замерзании)

Вывод. Вода при замерзании расширяется.

 

Закрепление материала по вопросам:

  1. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краев и начать нагревать, то через некоторое время вода начинает выливаться через край. Почему это происходит?
  2. Почему садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на садовом участке?
  3. Почему лодки на зиму вытаскивают из воды и переворачивают вверх дном?
  4. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?

 

2 блок.

 

Учитель.

Известно, что при длительном нагревании вода закипает. Температуру, при которой она закипает, называют температурой кипения: это 100%. Кипящая вода используется в быту и на производстве. Горячая вода встречается и в природе: гейзеры выбрасывают фонтаны горячей воды.

При нагревании и кипячении поднимается пар, происходит испарение, т.е. превращение жидкой воды в газообразную. Испарение протекает при любой температуре, но при кипячении водяной пар образуется особенно быстро. Лужи после дождя высыхают и жарким летом и холодной осенью, но летом они высыхают быстрее.

 

Домашний опыт.

Вы дома делали опыт, показывающий испарение воды при комнатной температуре. Кто расскажет об этом опыте и сделает вывод?

(ученик рассказывает об опыте)

Со значением испарения в жизни человека мы познакомимся по учебнику. Каково это значение?

 

Закрепление материала по вопросам:

  1. Что такое испарение воды?
  2. Как влияют на испарение воды температура и ветер?
  3. Когда быстрее высохнет белье: в ветреную или безветренную погоду?
  4. Что нужно делать, чтобы вода испарялась как можно быстрее?

 

3 блок.

 

Учитель.

В природе широко распространен и другой процесс – превращение водяного пара в воду – конденсация. Попробуйте подышать на зеркало. Его поверхность покроется мельчайшими капельками воды. Если зимой войти с холода в теплую комнату, то очки сразу «запотеют», покроются капельками воды. Откуда она взялась? Ответ дает опыт.

 

Опыт 1.

Если над водой поставить стеклянную или металлическую пластинку, то на поверхности возникнут капельки воды. Это водяной пар превращается в воду, т.е. происходит конденсация. Такой же процесс происходит, когда мы дышим на зеркало.

С конденсацией водяного пара мы встречаемся в повседневной жизни. Ранним утром, когда становится холодно, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении оседает на траве и листьях в виде капелек воды. Облака также образуются в результате конденсации водяного пара. Поднимаясь над землей и водоемами в верхние, более холодные слои воздуха, пар образует облака, состоящие из мелких капелек воды.

Если температура низкая, то капельки воды замерзают – идет град или снег.

Итак, теперь мы знаем, что превращение воды в пар – это испарение. Оно происходит при любой температуре. Превращение пара в воду – это конденсация.

 

Закрепление материала.

Привести примеры конденсации водяного пара в природе.

 

Учитель.

А теперь давайте познакомимся с водой как с растворителем веществ.

 

Опыт 2.

(дети делают сами)

На столе вода – и баночки с солью и мелом. Возьмите немного соли и растворите ее в стакане с водой. Что вы наблюдаете? Соль исчезла, растворилась. Мы получили с вами раствор соли в воде. Химики называют его ИСТИННЫМ РАСТВОРОМ.

 

Работа с учебником.

Напишем, что называется раствором:

Растворитель + растворенное вещество = раствор.

А теперь возьмем мел, растворим его в воде и сравним с раствором соли. Что наблюдаем? Чем эти растворы отличаются друг от друга? Раствор мела непрозрачный. Такой раствор мы с вами будем называть ВЗВЕСЬЮ. Перемешаем взвесь и профильтруем.

 

Вывод.

Если частицы вещества невидимы в воде и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Будем такой раствор называть истинным раствором. Если частицы вещества плавают в воде или оседают на дно, задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде. Мы его назовем взвесью.

Давайте продолжим опыт с солью. Соль растворилась в стакане. Добавим еще немного соли и перемешаем. Что наблюдаете? Соль не растворяется. Мы получилм НАСЫЩЕННЫЙ раствор соли. С насыщенным раствором вы делала опыт дома. Что и как делали?

(ученик рассказывает)

 

Закрепление материала по вопросам:

  1. Как отличить раствор от взвеси.
  2. Можете ли вы привести примеры растворов в природе?

 

Учитель.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет полное право на самое почтительное отношение. Если бы поэты знали о ней столько, сколько знают о ней химики, они сложили бы о ней самые величественные оды.

В воде растворяются жидкости и газы.

В природе вода содержит различные растворимые вещества. Наши космонавты пьют воду, в которой содержится серебро. Эта вода называется стерильной, в ней содержится 0,1 мг/л серебра. В нашей водопроводной воде много нежелательных примесей. Поэтому для питья эту воду нужно пропустить через домашний фильтр. Если нет фильтра, то необходимо дать ей отстояться в течение суток, а затем прокипятить. Желательно на 5 л воды добавлять 1 таблетку аскорбиновой кислоты. Очень полезно воду морозить на балконе в бутылках. Тогда все примеси при замерзании оказываются в центре бутылки и образуют непрозрачный лед. При размораживании пьют полученную воду, не давая растаять непрозрачному льду с примесями. Таким образом, нежелательные соли не попадут в организм человека.

Сегодня мы познакомились со свойствами воды. Теперь вы знаете, что вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, при замерзании расширяется. Вы также знаете, что такое испарение, и какое оно имеет значение, что такое конденсация, растворы, взвеси. А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

 

Самостоятельная работа по карточкам.

 

Дописать нужные слова вместо точек.

  1. Вода при нагревании …
  2. Вода при охлаждении…
  3. Вода при замерзании…
  4. Вода кипит при температуре…
  5. Превращение жидкой воды в газообразную – это…
  6. Превращение пара в воду…
  7. Какой сосуд для длительного хранения воды вы посоветуете взять – с широким или узким голом?…
  8. Что такое раствор?..
  9. Как отличить раствор от взвеси?..
Hosted by uCoz