Тематическое планирование по экологии. 68
часов. |
д/з |
Общая экология, 10 кл,
34 ч. 1ч в неделю. |
|
Введение (2ч) |
|
1. Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного
общества. |
|
2.Основные
объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. История
экологии. |
|
Организмы и среда обитания (6ч) |
|
3.Биосфера.
Среды жизни. ЛР. Приспособленность организмов к разным средам. |
|
4.Средообразующая
деятельность организмов. Виды воздействия организмов на среду обитания. |
|
5.Экологические
факторы. Общие закономерности действия факторов среды на организмы.
Экологическая валентность и толерантность. |
|
6.Соответствие
строения и среды обитания. Адаптации. ЛР. Жизненные формы. Ритмы жизни.
Фотопериодизм. |
|
7.Экологические
ресурсы. Виды ресурсов. Солнечное излучение как ресурс фотосинтеза. |
|
8.Энергетический
бюджет и тепловой баланс организма. |
|
Экология популяций (7ч) |
|
9.Популяция.
Взаимоотношения в популяциях. Демографические популяции. |
|
10.Абсолютная
и относительная численность. Плотность популяции. |
|
11.Рождаемость.
Удельная, максимальная и экологическая. Смертность. Ее факторы. Связь
смертности с длиной жизни. Кривые выживания. |
|
12.Возрастная
структура популяций. Свойства. |
|
13.Динамика
популяций. Типы кривых роста численности. |
|
14.Колебания
численности популяций, их типы. Циклические изменения. Регуляция динамики. |
|
15.ЛР. Подсчет
индексов плотности для определенных видов растений. |
|
Экологические взаимоотношения организмов
(6ч) |
|
16.Типы
экологических взаимоотношений. Нейтрализм, аменсализм,
комменсализм, мутуализм, симбиоз, протокооперация, конкуренция,
хищничество. |
|
17.Конкуренция.
Типы: внутривидовая, территориальная, межвидовая,
примеры вытеснения. |
|
18.Хищничество.
Зависимость популяций хищника и жертвы. Динамика популяций хищника и жертвы. |
|
19.Возникновение
адаптаций у хищников и жертв. Коадаптация. |
|
20.Паразитизм.
Признаки паразитизма. Категории паразитов. |
|
21.Паразитоиды,
микро- и макропаразиты. Циклы развития и передача паразитов. Факторы
эпидемий. |
|
Организация и экология сообществ (13 ч) |
|
22.Сообщество.
Свойства и показатели. |
|
23.Экосистема,
биоценоз, биосфера. |
|
24.Структура
сообщества, ее показатели: видовая, морфологическая, пространственная,
трофическая. |
|
25.Видовое
разнообразие как признак стабильности. |
|
26.Морфоструктура,
соотношение между числом видов и жизненных форм в сообществе. В пространстве:
ярусы, группировки. |
|
27.Трофическая
структура, пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни. Авто- и
гетеротрофы. Консументы и редуценты. |
|
28.Поток
энергии и круговорот веществ. Правило 10%. Пирамиды численности и биомассы. |
|
29.Пастбищные
и детритные пищевые цепи. |
|
30.Круговорот
веществ в экосистеме. Макро- и микротрофные
вещества. Циклы углерода и фосфора. |
|
31.Продуктивность
сообщества. Продукция: общая и чистая, первичная и вторичная. |
|
32.Сукцессия.
Развитие сообществ во времени. Факторы. Дыхание сообщества. |
|
33.Типы
равновесия. Автотрофная и гетеротрофная сукцессии, первичная, вторичная,
сериальные стадии. |
|
34.Окончательное
равновесие в сообществах. |
|
Социальная экология. 11 кл. 34 ч. 1 ч внеделю. |
|
Антропогенное воздействие на биосферу
(15ч) |
дз |
1.Современное
состояние среды. |
|
2.Загрязнители.
ПДС. ПДК. Мониторинг. |
|
3.Атмосфера,
состав. |
|
4.Круговороты
кислорода, углекислого газа и азота в биосфере. |
|
5.Загрязнение
атмосферы, источники. Влияние загрязнения на организмы. |
|
6.Почва – биокосная система. Компоненты почвы. Развитие. |
|
7.Соответствие
типов почв типам растительного покрова. Круговорот веществ в почве. |
|
8.Виды
загрязнения почв. Эрозия. Рекультивация. |
|
9.Вода –
основа жизни. Испарение. Транспирация. Круговорот воды. |
|
10.Загрязнение
воды. |
|
11.Радиоактивность
в биосфере. Особенности. Источники. Характеристики воздействия. |
|
12.Экологические
проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные). |
|
13.Основы
рационального природопользования. Цели, задачи, способы эксплуатации,
биоресурсы. Минеральные ресурсы. |
|
14.Природосберегающее
общество. |
|
15.ЛР.
Определение загрязнения воздуха, воды. Определение состава почвы. |
|
Окружающая среда и здоровье человека (13
ч) |
|
16.Химическое
загрязнение и здоровье. |
|
17.Пути
попадания в организм человека химических загрязнений. |
|
18.Токсичные
вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь. |
|
19.Биологические
загрязнители и болезни человека. Инфекции. Природно-очаговые болезни.
Переносчики инфекций. Профилактика. |
|
20.Влияние
шума и звуков на человека. Шумовая болезнь. |
|
21.Ритмичность
в природе, биоритмы. Физические факторы. |
|
22.Питание и
здоровье человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты. |
|
23.Ландшафт
как фактор здоровья. Природный, городской, населенный пункт как экосистема.
Требования к современному городу, проблемы городов. |
|
24.Проблемы
адаптации человека к окружающей среде. |
|
25.Влияние
производственной деятельности на эволюцию человека. |
|
26.Напряжение
и утомление. Резервные возможности человека. |
|
27.ПР.
Составление экологической карты микрорайона, города. |
|
28.ПР.
Составление экологического паспорта помещения. |
|
Заключение (4 ч) |
|
29.Формирование
у каждого человека новой социальной и экологической нравственности. |
|
30.Природоохранительная
деятельность. |
|
31.Решение
экологических задач. |
|
32.Значение и
применение изученного. |
|
2 часа – резервное время на экскурсии. |
|